Искусство — это детство
это, когда Иисус проснулся в яслях,
увидел ослика и засмеялся
Искусство — это детство
Игорь Геко — художник и поэт милостью божьей.
Он петербужец, наш современник, живущий на берегах
Невы. Его дар художника открылся ещё в раннем
детстве, в годы, когда он учился в интернате
города Зеленогорска. Простор Финского залива,
неброская северная красота природы, чарующие
акварели белых ночей не могли не сформировать
чуткость и наблюдательность совсем ещё юного
художника
Звучал орган оранжевой зари
Летели копья огненные с Финского залива
Мы поднимали лица — медные щиты
ещё их не коснулась серая щетина
Однако, большая часть его жизни
прошла на севере Петербурга, в окрестностях
Шувалово–суздальских озёр, где Игорь Геко живёт
и сегодня. Живописные пейзажи своей малой родины
он давно запечатлел в своих полотнах, особенно
тонко передав щемящую горьковатую прелесть осенней
и весенней поры, столь любимых художником.
Слова бессмертны — пахнут
хлебом
Мой чёрный лебедь на сносях
мой белый лебедь кружит в небе
а красный лебедь весь иссяк
Живопишу сии моменты
В окне с приветом ветви нерв
трясутся листики-монеты
Господь послал спасенье мне
На берегах шуваловских озёр властно и безраздельно
его душой завладела поэзия, ибо талант Игоря,
как человека многогранного и щедро одарённого,
не смог уместиться только в рамках изобразительного
искусства.
Две его ипостаси: художника и поэта легко перетекают
одна в другую, создавая сочное зримое полотно
самой жизни.
Пространство его поэтического и изобразительного
творчества — это многослойный и многосложный
космос, включающий в себя и нерв сегодняшней
жизни, полный узнаваемых реалий, и одновременно
мир безудержной, по детски раскованной и щедрой
фантазии.
В апреле дождь немножечко
седой
мотив выводит искренне на скрипке
С мира по Шнитке соберёт портной
а композитор — капельки дождинок. . .
Его творчество — это синтез,
полифония пластики, звуков, образов–смыслов.
. . Его слово — зрячее, а живопись — говорящая.
Пишет ли Игорь маслом, выводит ли линию пером
или торопит карандашом пойманное слово — всегда
это только его почерк, его язык свежий и неповторимый,
что несомненно свойство только истинного таланта.
Его творчество целомудренно, духовно, оно зеркально
отражает душу автора, его боль, поиски и метания.
Это творчество человека, чистого сердцем.
Не оставь меня. Господи
! — плещут уста
Обрастает лицо берестой
Как кустарно, о боже, моё ремесло
как корыто с большою дырой —
протекает душа сквозь него. . .
Годами ученичества стали и
пять лет работы в Русском музее маляром–штукатуром.
Когда он валиком грунтовал потолки или кистью
втирал белила в стены прекрасных помещений Михайловского
дворца, то в тишине безлюдных залов невольно
вновь и вновь застывал перед картинами Перова,
Левитана, Филонова. . . Вглядывался, вживался,
постегал. Его учителя — великие русские художники
— своими творениями являли перед ним подлинное,
живое и нетленное искусство. Может быть, здесь
пришло понимание назначения творца на земле,
осмысление красоты жизни, дарованной Богом.
Ещё одна империя сгорела
Полуразрушенный дымится склеп
Вселенная всем стала по колено
Окоченелая вода качает солнечный ковчег
"Сколько
себя помню, столько и рисую" — признаётся
Геко — "стихи начал писать гораздо позже,
где–то с 30 лет. Огромная чёрная буханка хлеба
— книга — поэтический космос Велимира Хлебникова
перевернул всю мою жизнь."
Художник открывает в себе поэта. Жадно читает,
мировую и отечественную классику Серебряного
века, так же и своих современников: Виктора
Соснору, Юнну Мориц, Ивана Жданова. . . Поражаясь
и упиваясь музыкой, мощью и красотой поэтического
слова. Сквозь ошеломительный поток великой поэзии
пробивается и крепнет в нём росток его собственного
таланта.
Его поэзия — это яростное вдохновение ночных
бдений. Это чёрный труд пахаря с его потом на
пашне в поисках единственно нужных слов. Поэзия
стала его дыханием, смыслом, молитвой.
Есть
чёрный хлеб
есть храбрый запах воли
Я — пахарь, и я — вспаханное поле. . .
Быть может, его поэзия не блистает изящной рифмой,
порой грешит алогизмами, нарочитым гротеском
— эпатажем, а порой — и откровенной заумью.
И читателя традиционного, искушённого ямбом
и хореем, возможно, и оттолкнёт. Но читатель
незашоренный, непредвзятый, чувствующий на вкус
слово, уловит главное: глубину и сочность метафор,
магию и шаманство слов, ворожбу и игру звуков,
напряжённую пульсацию строк — будто сбившееся
дыхание неравнодушного человека.
Я — это я ! А ты — это тайна. . .
чем я ближе к тебе,
тем всё дальше и дальше
Как светло просыпаться на сене в сарае
рядом ты — дуновенье, случайность
Подари мне соломы пучок на прощанье
Его поэзия вылилась в три книги стихов, а картины
и графика не раз и с успехом были представлены
зрителю на персональных выставках в галереях
Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Германии.
Читатель, перед Вами творчество художника, его
жизнь в искусстве. Оно представлено книгами
живописи, графики, поэзии, коллажами — ещё одной
гранью его самобытного дара. Откройте для себя
искренний, живой, по детски непосредственный
и жизнеутверждающий мир нашего современника
Игоря Геко.
Честно сказать
сумятица жизни меня не смущает
пишу то, что думаю, как ребёнок дурачась
Мысль моя пятится тропочкой рачьей
Для тебя это — тьфу !
А для меня это — счастье
Марина Ермошкина